Автор Тема: Музыкальная история Славянска  (Прочитано 1347 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Музыкальная история Славянска
« : 07 Апрель 2016, 01:48:20 »
На форуме горсовета случайно наткнулся на классную тему, автор которой также участник нашего форума Igvard -  Нам музыка строить и жить помогала
Жаль что раньше не обратил внимания, материал по теме собран очень хороший со множеством редких фотографий.
Да, были хорошие времена для музыки. Сейчас, наверное, тоже немало талантливых славянцев, но непростая жизнь приземляет, инструменты стоят очень дорого, потому все меньше "живой" музыки.

Тема мне очень близка, поэтому позволю себе скопипастить весь материал (с небольшими своими добавками) сюда на форум.

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #1 : 07 Апрель 2016, 01:50:47 »
НАМ МУЗЫКА СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЛА

   Часть первая.

 Конец 40-х – начало 50-х годов прошлого столетия. Город Славянск еще в руинах, еще надо в три часа ночи занимать очередь за хлебом. Трудные были послевоенные годы, но все же наш город постепенно возрождался, люди были полны энтузиазма. Входили в строй предприятия, открывались дворцы культуры, художественная самодеятельность снова охватывала творческие коллективы. Престижно было иметь при каждом предприятии (и даже в школах) духовые оркестры. Начали пробиваться первые ростки эстрадного жанра.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595222/
   Оркестр ДК Содового комбината. 1960 год.
Нижний ряд: крайний слева – саксофон Валерий Мироненко
Верхний ряд: третий слева – аккордеон Валерий Поляков.

   1.
 Одним из первых эстрадных коллективов, появившихся в Славянске в послевоенные годы, был оркестр кинотеатра им. КОМИНТЕРНА. Это был штатный небольшой оркестр, который перед сеансами развлекал популярной музыкой пришедших посмотреть кинофильм людей.
   Оркестр состоял из профессиональных музыкантов, которые на достаточно хорошем уровне исполняли музыкальные произведения. Создателем этого оркестра и его первым руководителем был Михаил Раменский. В последующие годы в разное время руководили этим музыкальным коллективом Константин Ефимович Столярский – очень талантливый музыкант – пианист, великолепный аранжировщик, композитор и его сподвижник по оркестру – Георгий Иванович Будаев. Будаев играл на аккордеоне или садился за фортепиано. Третьим постоянным музыкантом оркестра был Михаил Осипович Рубинсон – преподаватель детской музыкальной школы по классу скрипки. Кроме этих музыкантов в состав оркестра кинотеатра входили трубач, саксофонист (кларнетист), тромбонист, контрабасист и ударник. Эти музыканты иногда менялись, среди них были даже иногородние.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595208/
   Оркестр под руководством Константина Столярского.  1958 год.
Фортепиано Константин Столярский, скрипка Ефим Музыкант, ударные Валерий Броваренко, аккордеон Юрий Меркулов.

 Оркестр кинотеатра им. КОМИНТЕРНА был очень популярен среди любителей музыки. Приобрести билет в кино на вечерний сеанс было большой удачей. Люди приходили за 30 минут до начала фильма с надеждой услышать популярную музыку в исполнении уважаемых музыкантов. Надо заметить, в те годы музыка не разделялась на «живую», фонограмму и прочую халтуру. Вся музыка была натуральной и хорошо воспринималась.
   Оркестр в холодное время года выступал на небольшой сцене в фойе кинотеатра, а в летнее время – на эстраде, которая находилась во дворе. Люди, не доставшие билеты на сеанс, стояли у кинотеатра до тех пор, пока играл их любимый оркестр.
   Невозможно не вспомнить, что оркестранты кинотеатра были не только велико-лепными музыкантами, но и людьми высокой культуры. Их внешний облик и тактичность всегда оценивались окружающими. Некоторые дамы города приходили на вечерние сеансы только ради того, чтобы ещё раз увидеть наших популярных мужчин.
   К величайшему сожалению, однажды оркестр кинотеатра им. КОМИНТЕРНА был расформирован, этот музыкальный коллектив перестал существовать. Музыканты были вынуждены находить себе применение в самодеятельных оркестрах дворцов культуры.

2.
 В 1955 году в Славянск приехал на постоянное жительство Ефим Григорьевич Музыкант. Его фамилия соответствовала его роду занятий – он был тогда музыкантом-скрипачом. Но для него, талантливого человека, этого было мало, и Ефим Григорьевич в 1956 году создал самодеятельный эстрадный оркестр при клубе организации «Смешторг».
   Состав оркестра со временем мог видоизменяться, но в основном он включал скрипку, аккордеон, фортепиано, трубу, тромбон, саксофон, ударные инструменты.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595229/
   Оркестр поваров, продавцов и официантов Смешторга. 1957 год.
   Нижний ряд: скрипка Ефим Музыкант, аккордеон Александр Фоменко, аккордеон Альфред Гузиков, труба Валентин Колесников.
   Верхний ряд: гитара Валерий «Гном», гитара Дмитрий Логинов, ударные Владимир Калих, бас-балалайка Григорий Красюк.

 Благодаря умелому руководству и стараниям музыкантов, оркестр Смешторга скоро зазвучал на хорошем уровне и стал очень популярен в городе. Этот коллектив выступал с концертными программами, обслуживал танцевальные вечера, принимал участие во многих мероприятиях города, его выступления неоднократно транслировались по областному телевидению.
  Оркестр поваров, продавцов и официантов Славянского Смешторга иногда приглашали для выступления на Донецкое телевидение. Тот, кто был на телевидении, знает, что перед выступлением в эфир проводится так называемая прогонная репетиция. На этот раз тоже была назначена такая репетиция. Оркестр на сцене расположили в стиле кинофильма «Карнавальная ночь», т.е. ударник со своими барабанами находился в центре оркестра значительно выше остальных оркестрантов.
   Начали играть. За ударной установкой – Валерий Броваренко. Всё хорошо звучало, но вдруг сорвавшийся с высокой подставки большой барабан грохнулся на голову сидящему внизу аккордеонисту. В цирке о таком номере и не мечтали!
 Телевизионщики остались недовольны – смазался хронометраж передачи. Аккордеонист отнесся к событию с пониманием и терпением, ударник – с извинениями. Пострадал в основном большой барабан.

  В эстрадном оркестре Смешторга прошли игровую практику многие самодеятельные музыканты нашего города. Некоторые из них в дальнейшем посвятили себя музыке профессионально.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595233/
   Оркестр поваров, продавцов и официантов Смешторга. 1958 год.

   «Фимкин джаз» просуществовал до 1962 года.


  3.
 Константин Ефимович Столярский, уволившись из кинотеатра, стал работать руководителем эстрадного оркестра в Доме культуры железнодорожников. В 1958 году у него был такой состав: фортепиано, аккордеон, скрипка, четыре трубы, два тромбона, три саксофона, гитара, контрабас и ударные инструменты.
   Надо отметить, что Константин Ефимович был истинным поборником хорошего колоритного джаза. Весь репертуар оркестра составляли лучшие произведения мирового уровня, непременно аранжированные К.Е. Столярским.

   «Caravan» Дюка  Эллингтона в исполнении оркестра под управлением Константина Столярского. 1991 год. За роялем – Константин Столярский.
   http://www.youtube.com/watch?v=QXrJGzkw ... e=youtu.be

 Профессиональных музыкантов в оркестре не было, но Константин Ефимович очень талантливо использовал возможности каждого музыканта.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595209/
Оркестр ДК железнодорожников. 1958 год. Аккордеон – Константин Столярский.

 В свое время оркестр К.Е. Столярского произвел среди любителей музыки настоящий фурор. Тогда были очень популярны среди молодежи танцевальные вечера в ДК железнодорожников. Билеты раскупались за несколько суток до начала мероприятия. Перед сеансами кинофильмов этот оркестр услаждал музыкой и пением пришедших в кино людей.
   В оркестре ДК железнодорожников под управлением Константина Столярского было много хороших музыкантов. Среди них выделялся трубач Валентин Колесников. Он обладал способностью импровизировать на заданную тему. Руководитель оркестра часто использовал это умение музыканта. И Валентин с трубой выходил перед оркестром на авансцену.
   Но однажды финал импровизации трубача прозвучал необычно. Выйдя, как всегда, на авансцену и старательно выводя рулады, Валентин закрыл глаза, пошатнулся и упал в оркестровую яму.
   Финал трубного соло прозвучал уже из подполья сцены. Ушибы были, к счастью, не катастрофическими. Искусство требует жертв!

 Оркестр ДК железнодорожников К.Е. Столярского выезжал и на гастроли. Для этого ему был предоставлен вагон, в котором музыканты курсировали по Донецкой железной дороге с концертами.
   Много интересных творческих дел связано с этим оркестром. Большая заслуга в этом принадлежит его руководителю Константину Ефимовичу Столярскому.

  «Saint Louis Blues» Луи Армстронга в исполнении оркестра под управлением Константина Столярского. 1991 год. За роялем – Константин Столярский.
   http://www.youtube.com/watch?v=KyOn-kE5 ... e=youtu.be

  4.
 Одним из музыкантов нашего города, заслужившим доброе слово и память, является Г.И. Будаев. После окончания работы в кинотеатре он работал в качестве руководителя эстрадного оркестра в различных дворцах культуры нашего города. Георгий Иванович был сверхаккуратным человеком в работе и повседневной жизни. Он предпочитал собирать составы оркестров в стиле «БИГ-БЕНД». Г.И. Будаев был связан со многими знаменитыми композиторами страны, от которых получал профессиональные оркестровки. Трудно было справляться славянским музыкантам с этими аранжировками, но польза была от этого большая, мы на этом росли.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/604392/
Оркестр под управлением Г.И.Будаева. Парк культуры и отдыха 1968 год.

 Кроме концертной деятельности оркестры Г.И. Будаева в различное время обслуживали танцевальные вечера и длительное время в летний период играли на эстраде в городском парке.
   Георгий Иванович Будаев дал многим людям путёвку в мир музыки.

  5.
В 1967 году на Славянском курорте при санатории «Донбасс» был организован эстрадный оркестр.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595206/
   Оркестр санатория «Донбасс».
 Труба Виктор Нестеренко, саксофон Виктор Сироткин, тромбон, ударные Валерий Броваренко, гитара-ритм Алик Коваленко, скрипка Ефим Музыкант, гитара-бас Алексей Межерицкий, клавиши Леонид Сытенко.

 Руководителем этого коллектива стал Ефим Григорьевич Музыкант. Основное назначение этого оркестра было проведение вечернего досуга лечащимся и отдыхающим в санаториях. Оркестр десять раз в месяц играл на танцплощадке и давал небольшие концерты на различных сценах Славянского курорта и Святогорска.
С Ефимом Григорьевичем Музыкантом можно было всегда найти общий язык. Но если он был при исполнении служебных обязанностей, т.е. в данный момент руководил оркестром на сцене, то тут он был единовластным хозяином положения.
   Как-то мы играли на летней танцплощадке санатория «Донбасс». Место там, где располагался оркестр, было довольно открытое, без задних кулис.
 Милиционер, который в тот вечер следил за порядком, все время норовил пристроиться сзади оркестра и оттуда обозревать народ. Ефим Григорьевич был крайне возмущен «самовольством» стража порядка. Несмотря на разницу в звании и росте, маэстро попросил милиционера удалиться из подвластной музыкантам территории. Визави некоторое время противодействовали друг другу, после чего Ефим Григорьевич смело ринулся сдирать погоны у сержанта.     Стражу порядка пришлось быстро ретироваться.
   Больше на оркестровую зону никто не посягал.

Все музыканты оркестра санатория «Донбасс» были с опытом, и при умелом руко-водстве коллектив добился хороших результатов. Об этом свидетельствует тот факт, что оркестр санатория «Донбасс» стал лауреатом среди оркестров здравниц СССР.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595215/
   Оркестр санатория «Донбасс». 1975 год.
 Главный культработник санатория «Донбасс» Аркадий Пиратский, гитара-бас Алексей Межерицкий, скрипка Ефим Музыкант, гитара Алик Коваленко, клавиши Леонид Сытенко, барабаны Валерий Броваренко, саксофон Виктор Сироткин, тромбон, труба Виктор Нестеренко.

 Приходилось этому оркестру и защищать честь города на телепередаче «Алло! Мы ищем таланты!», которую вел известный шоумен Александр Масляков.
   В 1980 году оркестр Ефима Музыканта вынужден был распуститься.

 Все, что здесь описано, конечно, только частица музыкальной истории города Сла-вянска. Очень много было и сейчас есть хороших музыкантов и коллективов в нашем городе.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595227/
   Оркестр под управлением Константина Столярского. 1991 год. ДК им. Ленина.

   Песня «5 минут» из кинофильма «Карнавальная ночь». Оркестр Константина Столярского и Тамара Бондаренко.

   http://www.youtube.com/watch?v=u2Xei1op ... e=youtu.be

 Мы, авторы этих строк, надеемся, что нашу эстафету подхватят другие люди и познакомят любителей музыки со своими достижениями.
   Город Славянск очень богат талантливыми людьми. С нашим городом связаны имена таких выдающихся музыкантов, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Мстислав Леопольдович Ростропович и др.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595212/
   Иосиф Кобзон и оркестр «Ретро». 2004 год. Славянск.
 Тромбон Александр Петренко, труба Тарас Мирошниченко, саксофон-альт Валерий Мироненко, саксофон-тенор Анатолий Зима, ударные Валерий Броваренко, аккордеон Леонид Сытенко, гитара Олег Казьмин.

 Невозможно здесь перечислить всех местных музыкантов, которые в разное время доставляли своей игрой удовольствие окружающим. Но все же, кроме упомянутых, следует вспомнить Ю.Чайку, А.Сидельникова, В.Цухникаса, А.Межерицкого, В.Полякова, А.Гузикова, В.Сироткина и пожелать здравия В.Калмакову, Л.Сытенко, В.Коваленко, В.Рывкину и многим другим.

А вспомнили о музыкальных делах прошлых лет Валерий Мироненко, Валерий Броваренко и Александр Петренко.


Прим. За давностью лет, возможны незначительные отклонения в датах.

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #2 : 07 Апрель 2016, 01:52:36 »
Часть вторая.

1.
В 1967 году по инициативе преподавателей Славянской музыкальной школы Рубинсона М. О., Баевского С. И. и других началась организация коллектива симфонического оркестра. Местом дислокации и репетиций оркестра определили ДК им. Артема арматурно-изоляторного завода. На то время это был лучший из дворцов культуры г. Славянска.
В состав оркестра входили преподаватели, учащиеся старших классов музыкальной школы и лучшие музыканты города: Новак Н. И., Петренко А. А., Музыкант Е. Г., Рюмиков В. И., Мироненко В. М., Сироткин В. А., Полищук В. И., Межерицкий А. М. и другие.
По решению коллектива художественным руководителем и дирижером стал я – Коваленко Виктор Степанович. Первая репетиция состоялась 4 апреля 1967 года.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/604397/
Славянский симфонический оркестр. За дирижерским пультом – В. С. Коваленко

Так был рожден интересный творческий коллектив Славянского симфонического оркестра. В состав оркестра мог попасть любой человек, любящий музыку и умеющий играть на музыкальном инструменте. За одним пультом мог сидеть профессиональный музыкант и музыкант-самоучка. Всех оркестрантов объединяла большая тяга к музыке, к ее классическому жанру.
Регулярно по воскресным дням в 10-00 в ДК им. Артема начинали звучать различные инструменты – это начиналась репетиция оркестра. Участники оркестра оставляли в эти дни свои личные дела и с большим энтузиазмом шли на встречу со своими друзьями-музыкантами, с дирижером оркестра.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/604396/
Репетиция Славянского симфонического оркестра.

По своему составу Славянский симфонический оркестр приближался к классическому варианту. В концертные дни количество музыкантов в оркестре доходило до пятидесяти. Но была и некоторая нехватка инструментов, поэтому дирижеру  приходилось делать необходимые замены.
В репертуаре оркестра были произведения украинских, советских и зарубежных композиторов. Своеобразной визитной карточкой симфонического оркестра стала увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Жители города тепло принимали выступления коллектива.
Главным событием для нас стало участие оркестра во Всеукраинском фестивале, который состоялся в 1970 году и был посвящен 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Оркестр занял первое место, получил золотую медаль и звание народного.
Ни одно городское мероприятие не обходилось без выступления симфонического оркестра.  Оркестр был и городским, и заводским, т.к. базировался в ДК АИЗа, он  стал также кузницей молодых дарований славянской музыкальной школы.
Шефствовал над оркестром исполком Славянского горсовета. Материальную помощь оказывал музыкантам директор завода АИЗ Пишук А.А.: празднуя каждый год День энергетика, руководство завода не забывало премировать участников оркестра различными памятными сувенирами. Дети-музыканты награждались непременно памятными книгами.
В последующие годы оркестр выступал не только перед жителями Славянска, но и приглашался на областные мероприятия, а также на Донецкое телевидение. В то время такой оркестр был единственным в Донецкой области, и мы этим очень гордились.

В.С. Коваленко

2.
 После назначения Коваленко В.С. директором детской музыкальной школы города Краматорска дирижером Славянского симфонического оркестра стал преподаватель музыкальной школы Альфред Александрович Гузиков. Продолжив работу предыдущего дирижера, Гузиков внес свою лепту в развитие оркестра. Был создан интересный репертуар, проводились успешные концерты, любители классической музыки  хвалили коллектив. Следующим дирижером Славянского симфонического оркестра стал преподаватель музыкальной школы Владимир Михайлович Рывкин – талантливый, творческий музыкант. Он с большим энтузиазмом взялся за дальнейшее развитие оркестра.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/604394/
Славянский народный симфонический оркестр. Дирижер Рывкин В.М. 1980 год.

С Рывкиным оркестр значительно пополнил свой репертуар, много концертировал, а также неоднократно выступал на Донецком телевидении. Рывкин В.М. руководил симфоническим оркестром с 1978 по 1983 год.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/604395/
Донецкая телестудия. Славянский народный симфонический оркестр.  Дирижер Рывкин В.М. 1980 год.

В годы перестройки внимание к музыкальной деятельности аматоров ослабело, необходимая поддержка исчезла и Славянский народный симфонический оркестр, к величайшему сожалению, вынужден был распуститься. С последним своим отчетным концертом оркестр, тогда уже под управлением Палкина Александра Алексеевича, выступил в 1986 году.


Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/595219/
Славянский народный симфонический оркестр с детским хором.


Часть третья

Наш славный град Славянск всегда привлекал творческих людей. Тому есть множество примеров. Один из них – это прибытие в Славянск на постоянное место жительства Александра Петровича Сидельникова.
Саша Сидельников приехал к нам из Донецка после окончания музыкальной школы в 1957 году. На то время юноша успел освоить семиструнную гитару и увлечься джазом. Начало творческого пути молодого музыканта было прервано службой в армии, но после демобилизации Саша снова вернулся в Славянск.
Здесь Сидельников познакомился с местными музыкантами. Близким его другом стал Валерий Броваренко – также одарённый и небезразличный к джазу человек. В знак дружбы Валерий подарил Александру прекрасную гитару.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606045/
С гитарой - Александр Сидельников. Верхний ряд справа - Валерий Броваренко.

Первым оркестром, где друзья начали применять свои музыкальные способности, был эстрадный оркестр организации «СМЕШТОРГ», которым руководил Ефим Григорьевич Музыкант. В те годы джазовые музыканты стали переходить с семиструнных гитар на шестиструнные, потому что по своей музыкальной палитре шестиструнный строй гитары давал гораздо больше возможностей воспроизводить джазовую гармонию.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606063/

«Шестиструнка» вскоре успешно зазвучала в руках талантливого человека. Своё музыкальное умение Саша Сидельников стал настойчиво совершенствовать и осваивать тайны джаза. И вот уже вся музыкальная когорта Славянска заговорила об Александре Сидельникове, к нему за опытом потянулись другие гитаристы. Саша свой талант не прятал, он делился своими достижениями со всяким, кто к нему обращался.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606064/

Значительный рост музыкального мастерства у Сидельникова появился тогда, когда он со своим лучшим другом Валерием Броваренко стал играть в оркестре Константина Ефимовича Столярского, базировавшемся в Доме культуры железнодорожников. Столярский был выдающимся музыкантом и композитором, приверженцем джазового стиля музыки. Рядом с таким человеком Александр Сидельников обрёл благодатную почву для дальнейшего совершенствования своего исполнительского мастерства.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606062/
Гитара - Александр Сидельников, контрабас - Юрий Гиенко, сакс-тенор - Георгий Лунев, ударные - Валерий Броваренко.

Достигнув высокого уровня, став профессиональным музыкантом, Сидельников взялся за создание собственных музыкальных коллективов. Одним из них стал небольшой оркестр в ресторане «УКРАИНА». В состав оркестра входили фортепиано, гитара, саксофон, контрабас и ударные инструменты. Репертуар этого оркестра был весьма разнообразен и обязательно утверждался компетентными и не очень компетентными городскими чиновниками.
Теперь уже Александр Сидельников стал и руководителем, и аранжировщиком, и наставником своих музыкантов. Его музыкальные разработки славились своей оригинальностью и классным звучанием. На тот период, став уже зрелым джазменом, Сидельников прививал мастерство джаза своим музыкантам. Так, Валерий Кольцов, игравший в оркестре на саксофоне, благодаря маэстро стал отличным музыкантом.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606065/
Нижний ряд: сакс-альт - Владимир Калмаков, сакс-альт - Юрий Лисичкин, сакс-тенор - Александр Сидельников.
Верхний ряд: Труба - Валентин Колесников, тромбон - Евгений Леденев.

Музыканты, работающие в штате ресторанов или в других культурных заведениях, должны были ежегодно проходить тарификацию. От уровня тарификации зависел и уровень оплаты их работы. А. Сидельников, представляя свой оркестр на тарификационную комиссию, всегда лично сам получал первую тарификационную категорию.
Будучи прогрессивным человеком, Сидельников никогда не останавливался на достигнутом. Однажды Александр решил освоить саксофон-тенор. Говорят, он этот инструмент «обуздал» самостоятельно за один месяц упорных занятий. Правда, его соседи не разделили с ним любовь к саксофону и даже собирались из-за этого менять место жительства, подальше от шумного джазмена.
Впоследствии саксофон-тенор в руках талантливого музыканта звучал так же великолепно, как и гитара. О серьёзном отношении к музыкальному инструменту и его звучанию говорит тот факт, что Сидельникову, пользуясь родственными отношениями и возможностью, привезли классный мундштук для саксофона из США. Саксофон Александра зазвучал еще ярче. Через несколько лет этот мундштук приобрел прекрасный саксофонист Виктор Сироткин, а сегодня на саксофоне деда с этим мундштуком играет успешно внук Сироткина.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606059/

В 70-х годах прошлого столетия Александр Сидельников организовывает на собственном энтузиазме оркестр такого инструментального состава: фортепиано, гитара, труба, два саксофона, контрабас и ударные инструменты. Конечно, основное направление в репертуаре этого оркестра – джаз. Но для участия в городских мероприятиях программа оркестра включала и другие разнообразные произведения. Особых условий для музыкальной деятельности этот оркестр не имел, но большая любовь его участников к музыке затмевала элементарные неудобства.
Постоянно совершенствуя свою технику игры на гитаре, Александр Сидельников взялся снабдить свою акустическую гитару электромагнитным звукоснимателем. Усилитель к такой гитаре сделали местные умельцы. На электрогитаре Александр играл очень аккуратно, звук не форсировал и только при исполнении соло отрывался по полной.
В 1971 году в центре Славянска открылся новый современный, по тем временам, ресторан «ОРБИТА». Александра Сидельникова с оркестром пригласили на работу в это заведение. По рассказу самого Александра, работа в ресторане «ОРБИТА» была для него лучшим оркестровым музицированием в Славянске.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606060/
Оркестр ресторана "Орбита".
Гитара - Александр Сидельников, ударные - Александр Древаль, контрабас - Валерий Кольцов, саксофон - Юрий Лисичкин.

 О работе в этом оркестре вспоминает Наталия Павловна Рамазанова, великолепная пианистка-импровизатор, которая прошла в те далекие годы настоящую джазовую школу в оркестре Александра Сидельникова: «Каждый вечер, с 18.00, работа оркестра начиналась традиционно: первый час звучал джаз, остальное время – специфический для этого заведения репертуар».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606043/
Оркестр ресторана "Орбита"
Гитара - Александр Сидельников, ударные - Сергей Дроздов, контрабас - Юрий Гиенко, саксофон - Валерий Кольцов, фортепиано - Наталья Рамазанова.

В это же время, с 1972 по 1976 г., Александр учится заочно по классу гитары в Донецком музыкальном училище, после окончания которого он становится дипломированным музыкантом.
В 1980 году Александра Сидельникова приглашают на работу в оркестр ресторана «МОСКВА» города Донецка.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606057/
Александр Сидельников в составе оркестра ресторана "Москва".

Проработав в Донецке два года, Александр возвращается в Славянск. К этому времени он, вполне состоявшийся в музыке как гуру, организовывает при Дворцах культуры кружки гитаристов, в которых обучает игре на гитаре и дает основы джаза. Некоторое время Сидельников работал в Доме учителя, курируя занятия музыкой в школах и детских садах.
Параллельно с этим А. Сидельников начинает ощущать падение интересов молодежи к настоящей музыке. Появляются всякого рода синтезаторы и прочие электронные устройства. Сидельников  отрицательно отнесся к этим музыкальным роботам. Но мода провозгласила свое «Да!». И вчерашние классные музыканты стали не в почете и вынуждены были уйти в тень. В те «балдежные» годы, когда на сценах преобладали фонограммы, «минусовки», дискомузыка и прочие заменители прекрасной натуральной музыки, уникальнейший музыкант Александр Сидельников вынужден был зарабатывать себе на жизнь совсем не музыкальным способом.
Уже не играя на сценах, Саша Сидельников общался со многими своими друзьями-музыкантами, которые приезжали к нему на персональную встречу. Бывал и он в гостях у многочисленных друзей. Сейшн для настоящих джазменов – это святое!
А время неумолимо летело, и жизнь состояла не только из хороших событий. Оборвались какие-то струны в организме Александра Сидельникова. Здоровье резко пошатнулось, и в 1987году в возрасте 50 лет Саша Сидельников ушел в вечность. Но забыть такого человека невозможно.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606058/
Одно из последних фото Александра Сидельникова.

Эта статья сделана по воспоминаниям Валерия Броваренко, Нели А. Сидельниковой, Наталии Рамазановой и Нели Г. Сидельниковой.
Редакционная обработка Валерия Мироненко.

К сожалению не удалось найти ни одной музыкальной записи в исполнении Александра Сидельникова. Но стиль его игры очень напоминал игру знаменитого джазового гитариста Джима Холла (Jim Hall), который был музыкальным кумиром Сидельникова. Видеоролик с Джимом Холлом можно увидеть по следующей ссылке:
http://www.youtube.com/watch?v=cEYMoolnAMA

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #3 : 07 Апрель 2016, 01:55:03 »
Часть четвертая

Александр Алексеевич  Палкин, талантливый музыкант и дирижер, пополнил плеяду ярких имен города Славянска.
Приехал в 1981г. из Костромы, где работал в филармонии руководителем эстрадного оркестра.
В Славянске стал работать преподавателем по классу баяна

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617054/

 и руководителем оркестра народных инструментов и ансам*** преподавателей.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617053/
Оркестр народных инструментов.
Первый ряд: аккордеон Леонид Сытенко, баян Александр Палкин, аккордеон Надежда Волошина, баян наталья Сариенко, баян Валентин Сторож, аккордеон Альфред Гузиков, солистка Тамара Бондаренко.
Второй ряд: баян Виктор Климанов, контрабас Алексей Межерицкий.


 Выступал так же в концертах и как солист-баянист. Покорил всех своим мастерством исполнителя. На каждом концерте его принимали восторженно. Также ярким был дуэт баянистов в составе преподавателей: Палкина А.А. и Сторожа В.М.
Александр Палкин неоднократно награждался почетными грамотами.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617059/

Принимал участие в праздничных «капустниках»

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617052/
Праздничный "капустник" в Славянской музыкальной школе.
Первый ряд: балалайка Муха, балалайка Юрий Рыбинцев, гитара Владимир Калмаков, балалайка Валентин Сторож, домра Климанов.
Второй ряд: Альфред Гузиков, Александр Палкин, Леонид Сытенко.
Сатирические куплеты читают Юрий Витебский и Леонид Брустинов.
Слушает куплеты Николай Желиховский.


Позже стал играть в городском народном самодельном симфоническом оркестре, где на баяне исполнял партию гобоя.
А со временем и возглавил оркестр. Стал его художественным руководителем и дирижером. Работал увлеченно, творчески, отдавая все силы,  знания и опыт оркестру. Постепенно обновлялся репертуар. Стали готовиться к отчетному концерту. В составе оркестра были преподаватели музыкальной школы, музыканты городского духового оркестра, также играли учителя, врачи, инженеры, рабочие.
Репетиции проходили на подъеме, все с нетерпением ждали концерта.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617051/
Репетиция духовой группы симфонического оркестра

И вот - отчетный концерт народного симфонического оркестра Дворца культуры арматурно-изоляторного завода им. Артема.
Состоялся он 24 марта 1984 года. Художественный руководитель и дирижер – Александр Палкин.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617047/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617049/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617050/

Концерт прошел с большим успехом. Вскоре, 1 мая 1984г., в местной газете «Комуніст» была опубликована заметка – «Підтвердив звання народного»( автор З. Завгродняя, заместитель  председателя местного оргкомитета по проведению Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества)
«…концерт стал праздником музыки . В октябре прошлого года  симфонический оркестр возглавил молодой дирижер и художественный руководитель  А.А. Палкин.  Его смелость, настойчивость, умение общаться с музыкантами помогли коллективу подготовиться к ответственному экзамену. Неоценимая заслуга в совершенствовании исполнительского мастерства принадлежит людям, бесконечно влюбленным в музыку...»
А летом коллектив поощрили поездкой в Молдову. Были в Кишиневе, в пушкинских местах, посещали музеи, концерты.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617055/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617056/
Музыканты оркестра в Молдове

Впечатления были прекрасные. И с новыми силами оркестр приступил к творчеству.
Начались репетиции, концерты. И наметились новые планы. Александр Палкин – музыкант-новатор. Он смело принял и одобрил предложение музыкантов исполнять в  I отделении концерта классическую музыку, а во  II – эстрадно-симфонические произведения и песни советской эстрады в сопровождении оркестра. И началась подготовка к отчетному концерту. Все оркестровки  А. Палкин писал сам. Партитуры появлялись одна за другой.

Репетиции проходили с большим интересом.  Ярко зазвучали инструменты у солистов оркестра- Александра Гусева (труба), Виктора Нестеренко (труба), Владимира Калмакова( альт-саксофон), Виктора Сироткина ( тенор-саксофон), Владимира Толока(гитара), Алеши Зари (фортепиано). Появились новые певцы – Ольга Эберц, Надежда Приступа, Анатолий Гиль, Николай Сахновский, Владимир Пархоменко.
И закипела робота. Разнообразие репертуара оживило подготовку, дало новый импульс. Музыканты активно готовились к отчетному концерту . Он состоялся 25 февраля 1986 года.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/617048/

Оркестр звучал слаженно, музыка радовала слушателей ,  приглашала помечтать, задуматься…   А нежные и яркие голоса певцов завораживали душу.
Концерт всем очень понравился. Особенно радовались сами исполнители и дирижер. Много было планов на будущее, но обстоятельства сложились так, что Александр Палкин уехал работать в Россию. И деятельность оркестра на этом прекратилась.

Н.П. Рамазанова



 

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #4 : 07 Апрель 2016, 01:55:22 »
Часть пятая.

Музыкальное направление в стиле «рок» представляет собой синтез различных видов авторского творчества - музыки, поэзии и визуальных искусств. Первые ростки этого жанра появились в западных странах в 50-х годах прошлого столетия. На протяжении многих лет происходила трансформация рок-идеи во времени.
В СССР  рок начинался с подражания западным рок-н-рольщикам с опозданием лет на десять. Развитие нашего рока в первые пять лет было хаотичным. И так было до 1963 года, когда впервые советские музыканты услышали ансамбль The Beatles. Роль этого ансам*** в зарождении советского рока была главной и решающей.
К 1966 году в больших городах СССР были уже десятки любительских коллективов, состоялись первые фестивали. А в конце 1966 года на профессиональную сцену были выпущены первые официальные группы: «Поющие гитары» в Ленинграде, «Веселые ребята» в Москве и другие. Но сами слова «рок» и «бит» не приветствовались, поэтому эти музыкальные коллективы в СССР получили официальное наименование «вокально-инструментальных ансамблей (ВИА)».


1.
 Первый  вокально-инструментальный ансамбль в Славянске появился во Дворце культуры содового комбината в 1967 году. Инициатором создания этого коллектива и его руководителем был Анатолий Кукуев – талантливый музыкант, басист. Трудно быть первопроходцами в любом деле, а в новом музыкальном жанре тем более. Надо было не только найти фанатов этого направления в музыке, но и экипироваться соответствующими инструментами и аппаратурой.
Первую бас-гитару (доску) Кукуеву изготовили умельцы на Станции юных техников.  Гитариста, имеющего шестиструнную электрогитару, руководитель будущего ВИА нашел в ПТУ содового комбината. Был рекомендован в ансамбль также и клавишник  (на йонику), и барабанщик на ударные инструменты.  Аппаратурой на первых порах довольствовались доступной, типа «Электрон- I0» и даже «кинаповской». «Кинаповскими» усилителями назывались в то время усилители типа 90У2, входившие в состав киноустановок «Украина».
Руководство Дворца культуры одобрительно восприняло рвение молодых музыкантов, выделило им помещение для репетиций.
Итак, первый состав первого в Славянске ВИА был таким:
Бас-гитара, руководитель ВИА – Анатолий Кукуев;
гитара-ритм (соло) - Николай Кондрук ;
клавишник – Владимир Егоров;
ударные инструменты – Павел Сундукович,  впоследствии его заменил Виталий Копытин.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619244/
ВИА «Элиан-70». 1970 год. Дворец культуры содового комбината.


Уникальный снимок!! Называется "Последний день 1969года". Как много воды утекло с тех пор... Это был самый популярный ансамбль в городе- "ЭЛИАН-69".Играли танцы в ДК содового к-та. Я в центре с БАС-гитарой, брат- за органом, Айрапетов, Лясковка и др. Кого-то уже нет с нами. Жаль, отличные были музыканты...
(с) Виктор Зелик.
"Facebook", группа "Славянск в фотографиях".

Кроме поющих музыкантов, в ансамбле были и собственно вокалисты. Пламенный энтузиазм всех участников ВИА поддерживался фанатичной любовью к музыке. Репетиции порой затягивались далеко за полночь. Репертуар ВИА Анатолия Кукуева в основном состоял из модных в то время песен советских композиторов. Пробовались и первые роковые направления. Большое влияние на музыкантов оказывало  творчество ансам*** The Beatles.
Примерно через месяц после начала репетиций, когда уже был готов необходимый репертуар, руководство Дворца культуры позволило новому ансамблю играть на танцевальных вечерах в перерывах работы основного эстрадного оркестра, играющего в большом зале первого этажа. ВИА было отведено место для игры на втором этаже Дворца. Но очень скоро предпочтение танцующей молодежи сдвинулось в сторону ВИА Анатолия Кукуева. А со временем ВИА стал основным музыкальным коллективом в ДК содового комбината. Кукуев тогда уже играл на электрогитаре - полудеке немецкой фирмы Musima, купленной за бешеные, по тем временам, деньги.
В 1970 году вокально-инструментальный ансамбль Анатолия Кукуева приобрел название «ЭЛИАН-70», что означало - Электро-инструментальный ансамбль. К этому времени ВИА стал очень популярным в нашем городе. Кроме танцевально-концертной деятельности «ЭЛИАН-70» принимал участие в областных конкурсах на уровне подобных коллективов.
В 1971 году Кукуев ушел из ВИА «ЭЛИАН-70». Состав ансам*** несколько видоизменился, но продолжил свою работу. А Анатолий Кукуев стал играть в инструментальном ансамбле ДК им.Ленина, которым руководил Владимир Калмаков. Этот музыкальный состав, кроме электроинструментов, дополнялся еще саксофоном. Через некоторое время Анатолий Кукуев создал свой вокально-инструментальный ансамбль в ДК им.Ленина в таком составе:
ударные инструменты – Александр Айрапетов;
клавишные – Юрий Безкуцкий;
гитара-соло – Юрий Лясковка;
гитара-ритм – Борис Лясковка;
труба – Николай Луговской;
гитара-бас, руководитель ансам*** – Анатолий Кукуев.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619245/
ВИА ДК имени Ленина.


Вокально-инструментальный ансамбль ДК имени Ленина музицировал долгие годы и внес весомый вклад в культурную жизнь города Славянска.
    Анатолий Николаевич Кукуев, будучи профессионально техническим специалистом, является, так сказать, музыкантом широкого профиля на достаточно высоком уровне. Он одинаково хорошо играет как в инструментальных ансам***х, так и в «биг-бендах». В симфоническом оркестре он запросто «укрощал» смычковый контрабас. А когда в духовом оркестре потребовался тромбонист, то Кукуев освоил и этот инструмент. Особо следует отметить его вокальные данные, когда он пел, слушатели всегда бурно аплодировали. Анатолий Николаевич и сегодня является желанным музыкантом в любом коллективе.
Не стареют душой ветераны!


2.
Земля славянская издавна славилась своим талантливым народом. В теперь уже далеком 1969 году группа начинающих энтузиастов-музыкантов оттачивала свое вокально-инструментальное мастерство в домашних условиях. Это был будущий ВИА «ИСКАТЕЛИ». Возраст у ребят был призывной, и пришлось им разлучиться на время прохождения военной службы.
В 1972 году друзья были снова вместе. Музыке никто не изменил, и репетиции возобновились. В сентябре этого же года ребята решились показать свое мастерство К.Е. Столярскому - директору Дома культуры и техники «Октябрь» завода «СТРОЙМАШ» . Константин Ефимович, музыкант, имя которого овеяно великой памятью, высоко оценил вокальные данные исполнителей и помог этим талантливым молодым людям создать творческое сердце будущего ансам***.
В 1973 году созданный вокально-инструментальный ансамбль базируется в Доме культуры железнодорожников и получает название «ИСКАТЕЛИ». Нужно отметить, что ранее в ДК железнодорожников играл один из «пионеров» - ВИА « Кочевники».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619256/
ВИА «Кочевники».


В составе ВИА «ИСКАТЕЛИ» были следующие участники:
клавишные, руководитель ансам*** – Олег Дрегер;
гитара-соло, вокал – Александр Шептура;
труба, клавишные, вокал – Анатолий Горовенко;
гитара-бас, вокал – Виктор Хоменко;
ударные – Леонид Полухин (первый барабанщик ансам***), впоследствии Валерий Ищук, а после него -  Евгений Богданов;
тромбон, баян, вокал – Геннадий Вислогузов;
гитара-бас, вокал – Анатолий Проскурин;
саксофон, клавишные, вокал – Леонид Яценко;
клавишные, гитара-бас, вокал – Анатолий Дротик;
вокалисты – супруги Галина и Александр Хоменко, Владимир Чкалов.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619246/
ВИА «Искатели». Первый состав.
Слева направо: Александр Шептура, Виктор Хоменко, Анатолий Горовенко, Александр Хоменко, Леонид  Полухин.

Как и перед всеми музыкальными коллективами того времени, перед «Искателями» стояла острая задача: как приобрести необходимые инструменты и стать обладателями классной аудиоаппаратуры. На первых порах ребята вынуждены были изготавливать гитары-доски самостоятельно. Звукосниматели делали из элементов телефонных аппаратов. Но это устраивало энтузиастов только на первых порах. Выход из создавшейся ситуации был найден - славянские музыканты наводили контакты с заезжими гастролирующими музыкантами, приобретали у них инструменты и сопутствующий реквизит.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619257/
ВИА «Искатели». 1975 год. ДК железнодорожников.
Снизу вверх: Виктор Хоменко (гитара-бас, вокал), Александр Хоменко (вокал), Олег Дрегер (клавишные), Валерий Ищук (ударные), Владимир Чкалов (вокал).

На достигнутом «Искатели» не остановились и самоотверженно искали все необходимое для своего ансам*** в других городах нашей страны. С этой целью они побывали в городах Харьков, Полтава, Москва и даже Тбилиси. Немецкие барабаны «Тактон» были куплены в Москве, акустика «Dunacord» и 4 микрофона «Shure» – в Тбилиси у группы «Иверия», клавиши «Matador» купили у гастролирующего в Славянске молдавского ВИА « О чем поют гитары».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619252/
ВИА «Искатели».
Нижний ряд: Виктор Хоменко, Галина Хоменко, Евгений Богданов.
Средний ряд: Геннадий Вислогузов, Александр Хоменко, Анатолий Горовенко.
Верхний ряд: Александр Шептура, Олег Дрегер, Владимир Чкалов.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619251/
ВИА «Искатели». Тот же состав на сцене.

Зачастую поездки за инструментами и аппаратурой были далеки от комфортности, а иногда даже вредили здоровью. Но музыка была превыше всего!   
Вспоминает Александр Шептура :
«В Харьков и в Полтаву за аппаратурой ездили почти полным составом. Дело было зимой, в декабре. Чтобы сэкономить деньги, поехали в брезентовой будке ГАЗончика, который был закреплен за ДК железнодорожников. А чтобы не было холодно,  набросали в кузов матрасов, которыми и укрывались. Замерзли как цуцики, но зато привезли «Шпалы» (колонки фирмы Big)».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619253/
ВИА «Искатели» на одном из концертов.


Ансамбль «Искатели» играл на танцевальных вечерах и давал по несколько концертов в месяц в санаториях Славкурорта и Святогорска. Основу репертуара ВИА «Искатели» составляли песни советских композиторов, но музыканты интересовались и зарубежным творчеством, в частности, заслушивались группами Chicago, The Beatles, Credence Clearwater Revival и другими. Репертуар клубных музыкальных ансамблей контролировался официальными лицами, среди которых  иногда встречались горе-знатоки, которые не отличали знаменитого композитора Раймонда Паулса от немецкого фельдмаршала. Так, при утверждении репертуара  для одного из концертов, исполняемую ансамблем  песню «Листья желтые»  работник отдела культуры приписал авторству Ф. Паулюса,  капитулировавшего со своей армией еще в 1942 году под Сталинградом.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619255/


Незабываемый 1977 год… 1-й Всесоюзный смотр-конкурс ВИА, который проходил в г. Краматорске, и первая премия – победители! Неискушенному зрителю запомнились произведения, исполняемые «Искателями»: «Белоруссия» из репертуара ВИА «Песняры» и песня, написанная Мовсесяном о нашем Славянске в честь 300-летия города.
Сердечные мелодии, прекрасно звучащие вокальные партии и партии музыкальных инструментов,  а главное, каждодневный труд над собой как певцов, так и музыкантов, эксклюзивная передача настроения песни, музыкальной пьесы повышали рейтинг ансам***.
А дальше пошли концерты-встречи: выступление на донецком ТВ – «Эстрада Донбасса», поездки в другие города, например, в Крым - в Ялту. Ансамбль рос творчески, в нем рос дух профессионализма и сплоченности музыкантов.

По этим ссылкам можно услышать песни в исполнении ВИА «Искатели», записанные в начале 70-х годов:

«Пусть мы расстались навсегда»
http://www.youtube.com/watch?v=cI9rk89rHWc

«Прощай»
http://www.youtube.com/watch?v=gFl9tpKHsbs&feature=plcp

Но меняется мир, его особенности, его акценты. Изменилась мода на музыкальные направления, коллективы, вокальные манеры. В 1988 году вокально-инструментальный ансамбль «ИСКАТЕЛИ» прекратил свою музыкальную деятельность.


3.
В конце 60-х годов прошлого столетия среди меломанов и всех желающих научиться играть разразился настоящий музыкальный бум – многим молодым людям захотелось освоить гитару и непременно играть в вокально-инструментальных ансам***х. Этому способствовало появление на Западе новых роковых направлений, яркими представителями которых были такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin, The Doors, Pink Floyd и многие другие.
Почти у всех потенциальных музыкантов города Славянска начало музыкальной стези приходилось на дворы, беседки и т.п. Осваивали гитары кто как мог. Зачастую не было хороших инструментов и уж почти никаких наставников.
Так начинал свою музыкальную карьеру Виктор Щербаков с радиохулиганским позывным «Поларис».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619229/
Виктор Щербаков, он же Поларис.

Это было в 1967-1968 годах. Имея в своем распоряжении две гитары, Виктор со своим приятелем Виктором Смелашом каждый день «шлифовали» лады на гитарных грифах. Иногда к ним присоединялся барабанщик по прозвищу «Американец», который, за неимением настоящих барабанов, бил специальной педалью в металлическую печную духовку. Эта духовка, набитая макулатурой, выполняла роль бас-барабана. Надо заметить, что за давностью событий уже забыты имена и фамилии некоторых музыкантов той эпохи и остались в памяти только их дружеские прозвища.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619241/
Поларис и Смелаш.

Однажды ребята во главе с Виктором Щербаковым решили, что пора подниматься на следующий музыкальный уровень, и предстали перед директором районного Дома культуры (Райсарай). Там поверили в способности молодых людей и купили для них комплект ВИА – три шестиструнные гитары. Бас-гитар отечественного производства тогда еще не было, а зарубежный вариант был далек и слишком дорог. Это не остановило энтузиастов. Поларис взялся изготовить бас-гитару сам. Корпус гитары вырезал из доски, гриф где-то достал, колки и струны поставил из рояля. Имея навыки в радиоделе, Виктор смастерил для своей гитары звукосниматель, своими силами сделал усилитель и использовал «кинаповские» акустические колонки. К этому времени к новорожденному ВИА примкнул клавишник Славик Попов (Сява) и соло-гитарист Гусь.
Начали готовить программу. Освоили 9 композиций – это был пока предел, так  как, подготавливая 10-е произведение, забывали одно из предыдущих. Играли какие-то популярные песни и зарубежные мелодии.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/614879/
Виктор Щербаков. Во власти музыки.

Директор РДК организовала для молодых музыкантов гастроли в поселок Райгородок. Там они играли на танцевальной площадке свои 9 произведений. На весь вечер такого репертуара не хватило бы, но аппаратура часто ломалась, приходилось ее чинить на ходу, и все это укладывалось в нужное время. В Райгородке городские музыканты имели колоссальный успех, и это придавало молодым дарованиям веру в свой талант. Со временем Райгородская площадка стала тесной для ребят, которые двинули в ДК завода «СЛАВТЯЖМАШ». Там им дали «зеленую улицу» на концертные выступления. Процесс пошел, все были довольны!  В ДК «СЛАВТЯЖМАШа» ребята впервые познакомились с настоящими фирменными инструментами. В то время директор Дома культуры Ю. Передельский имел возможность приобретать для своего ДК музыкальный раритет. Исполнительское мастерство постепенно росло, и молодые музыканты поверили в своё интересное будущее.
В 1969 году вернулся из армии Саша Гапочка. Он привёз гитару Mondo, которую купил в Венгрии.  Гапочка вскоре стал работать со своим ВИА в кафе «Огонёк». Кафе находилось на площади Революции, сейчас на его месте здание налоговой.  У него на бас-гитаре играл Ю. Мухаметгалиев  (Муха). Зная, что Муху вот-вот должны призвать в армию, Саша Гапочка пригласил на стажировку к себе в коллектив Полариса с целью подготовить замену Мухе. Игра в новом коллективе для Виктора Щербакова оказалась не простой, но после 2-х недельной подготовки Поларис занял место Мухи в кафе «Огонёк».

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619235/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619234/
Виктор Щербаков (гитара-бас), Александр Гапочка (гитара), Виктор Смелаш (барабаны).


Большая доля успеха электроинструментальных ансамблей приходится на классную аппаратуру. Все музыканты-электронщики мечтали в те годы об аппаратуре Big (Венгрия). Долго не удавалось коллективу Гапочки её приобрести, но однажды ребятам повезло и они привезли из Харькова не только  Big, но и ударную установку Amati.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619224/

В 70-е годы прошлого столетия осуществлялся усиленный контроль со стороны отдела культуры горисполкома. Каждый ансамбль, работающий в общественных местах (кафе, ресторан и т. п.), обязан был иметь утверждённый отделом культуры репертуарный план. Кроме этого, в начале 80-х годов возникло так называемое ОМА (объединение музыкальных ансамблей), которое за несоблюдение утверждённого репертуара, за платные заказы (парнус) могло штрафовать или наказывать коллективы другим образом.  Поэтому все, что играли музыканты вне утвержденного репертуарного плана, делалось на их страх и риск.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619233/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619236/
Группа «Нипель». Игорь Зайцев (Коша), Виктор Щербаков (Поларис), Александр Гапочка.


4.
Одним из самых известных музыкантов Славянска был и остается Юрий Носенко. Юра родился явно с музыкальным даром. Мальчик рано начал интересоваться музыкой, а в юном возрасте уже лихо играл на семиструнной гитаре. Однажды встретив «шестиструнную подругу», Юра покорил и её. Параллельно талантливый юноша начал писать свои песни, посвящать их девчонкам и исполнять эти сочинения под собственный аккомпанемент. Некоторые его песенные шедевры ранних лет сохранились до сих пор, поражая своей мелодичностью и задушевностью.  Ярким примером этого могут быть песни, под  которые танцевала добрая половина молодежи Славянска в конце 70-х. Их можно услышать в современном исполнении Юрия Носенко, со свойственной ему, неиссякающей харизмой,  пройдя по следующим ссылкам:

«Чайки»
http://www.youtube.com/watch?v=x6142XK2rks&feature=plcp

«Листья облетали»
http://www.youtube.com/watch?v=nufMszkKwZM&feature=plcp

Вокальное мастерство Юрия Носенко со временем заслужило высокую оценку. Музыка для  него являлась в определённые периоды  жизни и профессиональным занятием, и просто хобби, но гитару он не выпускал из рук никогда. Родители Юры хотели видеть сына инженером, но музыка доминировала в нём и направляла его в своё русло. По настоянию отца Юра окончил музыкальную школу по классу баяна. Папе нравилась игра сына на баяне, но молодой музыкант предпочёл всё же гитару.
За весёлый нрав, богатое чувство юмора и особую харизму Юру Носенко ещё в пионерском лагере называли Райкиным - в честь великого Аркадия Райкина. Это шуточное обращение к нему сохранилось до сих пор.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/606977/
2012 год. Юра поет для своих друзей.

Ю. Носенко своё коллективное музицирование начал в конце 60-х годов прошлого столетия. Будучи учеником 8-9 классов, Юра со своими друзьями – братьями Мухаметгалиевыми,  Юрием Лясковкой (соло-гитара), Сергеем Мироненко (барабаны) проводили свои первые репетиции в ПТУ-57, а играли на вечерах в школе и ПТУ.
В 1972 году Райкин уходит в Армию. На службе он почти сразу попадает в Дом офицеров, где занимается армейской самодеятельностью. Его коллектив на смотре занимает первое место по северной группе войск.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/619242/
Гитара – бас – рядовой Носенко.

После возвращения из армии Носенко играл в разное время в ВИА «ЭЛИАН-70», в городском парке на танцплощадке, в кафе «Тор», ресторане «Турист», где в то время пианистом был Гена Мухаметгалиев (Муха), на барабанах стучал Леонид Полухин, а на гитаре – Толя Березнюк (Береза).

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/618417/
Вокал – Юрий Носенко, барабаны – Леонид Полухин, гитара-бас – Валик Новиков.

В 1977 году Райкин перешёл играть в ресторан «Орбита». Это было основное официальное место работы. Параллельно Юра играл в Зале семейных торжеств в Доме быта с Владимиром  Лещенко (гитара),  Александром Гладышем (клавиши). На барабанах попеременно играли Володя Пальчик и Леня Полухин. Аппаратура была, в основном, Полариса. У Гладыша было фортепиано и орган Weltmeister, который он приобрёл у гастролирующей в Славянске группы «Норок».
После ресторана «Орбита» Юра Носенко был приглашён в группу «Славяне», где играл с такими музыкантами, как Игорь Чайка (бас-гитара), Славик Попов (клавиши),  Сергей Шишкин (вокал). Недолго проработав с ними, Райкин в 1978 году покинул этот коллектив и перешёл играть в кафе «Тор». Там играли: Слюсарев Сергей – клавиши, Леонид Полухин – барабаны, Юрий Стадник – гитара. У них в репертуаре были композиции таких исполнителей, как Deep Purple, Supermax, Chilly, Joe Dolan.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/618416/
Клавишные – Сергей Слюсарев, гитара-бас – Николай Юрченко, ударные – Леонид Полухин, вокал – Юрий Носенко, гитара – Анатолий Панченко.


Кафе «Тор» довольно часто закрывали из-за жалоб жителей соседнего дома на шум, поэтому вновь пришлось перейти в ресторан «Турист», где Носенко проработал до 1981 года.
В 1988 году Юра Райкин со своими коллегами перешли в ресторан «ИЛО» и проработали там три года до развала СССР. В трудные годы в поисках работы музыканты вынуждены были разъезжаться по разным местам, в основном ехали «на моря». Пробовал гастрольные выезды и Райкин. Вернувшись в Славянск, Юрий стал играть в кафе «Бархан».
Кроме основной работы «на точках», славянские музыканты участвовали в фестивалях и смотрах-конкурсах. Так, в 1977 году был проведён фестиваль, посвящённый открытию джаз-клуба, в котором приняли участие джазовые коллективы и исполнители Донецка, Горловки и других городов. Многие помнят смотр-конкурс профессиональных коллективов в честь открытия киноконцертного зала «ХХХ-летия Победы» в 1975 году. Призом для победителей этого конкурса было место работы в ресторане «Орбита». В итоге приз достался коллективу музыкантов, уже работавших до этого в «Орбите». Юрия Носенко на этом конкурсе наградили грамотой как лучшего вокалиста Славянска.
Славянские музыканты всегда стремились общаться друг с другом. Привычным местом их встреч (так называемой «скулёжкой») было место в районе магазина №19, куда музыканты приходили после завершения работы в кафе и  на танцевальных площадках. Там обсуждали музыкальные новости Славянска и не только, обменивались музыкальными записями, договаривались о совместных выступлениях.
Сегодня Юрий Носенко (Райкин) по-прежнему полон энергии и творческого настроения. Его голос и его гитара не увядают.  Особенно интересно услышать песни в его исполнении  у него дома, в кругу  старых друзей, на его днях рождения, которые проходят  в теплой обстановке и представляют собой  скорее джем-сейшены друзей-музыкантов.
Еще две песни в исполнении Юрия Носенко можно услышать и увидеть здесь:

«Под животом моста»
http://www.youtube.com/watch?v=sHftG0BTWIA&feature=plcp

«Катерина»
http://www.youtube.com/watch?v=d24TDuEiBak&feature=plcp

На сегодняшний день осталась одна не осуществлённая пока мечта Юрия – это создание в Славянске клуба музыкантов, где собирались бы любители настоящей, живой музыки, где любой достойный музыкант мог бы своей игрой или песней выразить свои чувства. Пожелаем Райкину в этом деле больших успехов.

Конечно, трудно кратко описать эпоху вокально-инструментальных ансамблей. В этой статье упомянуты далеко не все музыканты Славянска, некоторых уже нет в живых, но все они заслужили благодарность за весомый  вклад в культурную жизнь нашего города.

Песня "Вечерняя застольная" А. Розенбаума, исполненная на юбилее Юрия Носенко и  посвященная ушедшим от нас музыкантам города Славянска:
http://www.youtube.com/watch?v=3PuysECBLIk&feature=plcp

Воспоминаниями  поделились:
Анатолий Кукуев, Александр Шептура, Виктор Щербаков, Юрий Носенко, Александр Гладыш, Игорь Айзенберг.

Редакционная обработка Валерия Мироненко.
Собрал и обработал информацию Igvard.

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #5 : 07 Апрель 2016, 02:05:22 »
Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/742890/
1932 год. Славянск. Оркестр под управлением Еременко.

Еще одна фотография духового оркестра под управлением того же Еременко.
Надо полагать, руководитель - в белом костюме, восьмой справа.

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/745885/

Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/812225/

Группа духового кружка рабклуба станции Славянск.
Год неизвестен.
В центре - все тот же руководитель Еременко.
Изображение
http://fotki.yandex.ru/users/igvards/view/842238/

Славянский симфонический оркестр п/у В.С. Коваленко.

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #6 : 07 Апрель 2016, 02:10:52 »
Часть шестая

История города Славянска богата различными событиями.  С этим городом были знакомы люди, ныне знаменитые – поэт Петренко М.Н., композитор Шостакович Д.Д., виолончелист  Ростропович М.Л. и другие. Но было много и таких людей, для которых город  Славянск стал родным городом, где они жили и творили свои добрые дела.
   Одним из таких жителей города был талантливый музыкант и композитор Константин Ефимович Столярский.

Изображение
img441 1960г..jpg
Константин Ефимович Столярский.

Столярский К.Е. родился 7 ноября 1925 года в селе Александровка Харьковской области.  Его отец был священником, мама – талантливой пианисткой, работавшей в Харьковском театре. Первое знакомство с музыкой  маленький Костя получил от своей мамы. Позже К.Е.Столярский поступил в Харьковское музыкальное училище по классу фортепиано и успешно закончил его. В то время уже определился основной музыкальный вектор Столярского – джазовая музыка. Его музыкальными кумирами стали Гленн Миллер, Луи Армстронг, Телониус Монк, Оскар Питерсон. Любовь к джазу сохранилась у Константина Ефимовича до конца жизни.
   В 1944 году К.Е.Столярский был призван на службу в армию. Служил в авиации, был ранен, а после выздоровления получил направление в танковое училище, где освоил военную специальность механика-водителя танка.  Воевал Столярский на Первом Украинском фронте в составе Третьей танковой армии, дошел до границы с Германией и снова получил ранение.  К.Е.Стол ярский  награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной Войны, медалями «За боевые заслуги» и др.

Изображение
img444а.jpg
В годы войны.


 К любимому делу музыкант вернулся не скоро. Три года после окончания войны служил инструктором в учебном танковом полку, готовил молодое пополнение для армии. После демобилизации  Столярский работал в Одесском оперном театре музыкантом. Кроме этого, в 1950 году вошел в состав концертной бригады молодых мастеров эстрады при Одесской филармонии.

Изображение
img448.jpg
Афиша концертной бригады  Одесской филармонии.

Гастрольные пути музыкантов проходили через многие города Украины. Однажды попав в город Славянск, Костя Столярский не мог не заметить симпатичную девушку Лору, известную партизанку Донецкого края. Молодые люди понравились друг другу и после нескольких встреч Лариса Ивановна стала женой Константина Ефимовича.
   В Славянск на постоянное место жительства, Столярский прибыл в 1954 году. Трудовая деятельность в Славянске у Столярского началась в составе оркестра кинотеатра им. Коминтерна. Константин Ефимович стал руководителем этого оркестра, а его помощниками и сподвижниками были аккордеонист Будаев Георгий Иванович и скрипач Рубинсон Михаил Осипович.

Изображение
img452.jpg
1954 год.  Святогорск.  Оркестр п/у  К.Е.Столярского ( в центре с аккордеоном).

Оркестр кинотеатра под управлением К.Столярского был, пожалуй, первым музыкальным коллективом в послевоенном Славянске. Это были первые ростки возрождаемой культуры города. Оркестранты не только профессионально исполняли музыкальные произведения, но и были сами по себе людьми высокой культуры. Внешний вид у них был безупречен. Все музыканты были одеты в одинаковые костюмы. Общий фурор был тогда, когда эстрадники одевали белые брюки – это была невидаль в то время. После очередной игры, музыканты обычно совершали групповой променаж от кинотеатра до городской площади. Люди, видевшие их, останавливались и буквально любовались своими кумирами. Торжественные даты у кумиров отмечались по особому – употр***лось только шампанское, все было красиво и благородно.
   После расформирования оркестра в кинотеатре музыканты были вынуждены разойтись для работы во дворцы культуры города. Константин Столярский определился в ДК железнодорожников. Вскоре там был создан оркестр в стиле Big Band.

Изображение
img453 16.02.1961г..jpg
16.02.1961 года.  Оркестр ДК железнодорожников.
Слева направо:
Труба – Василий Рюмиков
Саксофон-тенор – Георгий Лунев
Труба – Валерий Бондаренко
Гитара – Александр Копыленко
Саксофон–альт – Александр Листровой
Труба – Валерий Штутченко
Кларнет – просто дядя Миша
Ударные – Александр Древаль
Тромбон – Юрий Толстой
Контрабас – Юрий Гиенко
Аккордеон – руководитель оркестра Константин Столярский.


Столярский был талантливым, самобытным аранжировщиком. Создавая оркестровки, он всегда писал нотные партии под своих конкретных музыкантов, никогда не усложнял их лишними импровизациями. Его фишкой в музыке была сочная гармония звуков и это ему успешно удавалось.
   В оркестре Константина Столярского играли музыканты разного уровня. Там были и потенциальные звезды, и даже начинающие музыканты. Попасть в оркестр к Столярскому считалось большим счастьем.

Изображение
img446.jpg

 Был Константин Ефимович дружелюбным, приятным человеком. Относился уважительно ко всем людям. Ценил юмор, мог интересно рассказать анекдот или сотворить какой-нибудь прикол. Репетиции оркестра проводились очень эмоционально. Столярскому, человеку с абсолютным слухом, порой было очень трудно воспринимать звучащую «лажу». Это выводило его из равновесия и он сгоряча восклицал: «Что вы играете как жопы!». Но никто на это не обижался и через минуту-две уже сияла улыбка на лицах музыкантов, а маэстро громко кричал: «Ребята! Дайте мне борщ! Дайте жирный борщ!» К концу репетиции «борщ» получался довольно наваристым и все были довольны.
   Оркестр ДК железнодорожников под управлением Константина Столярского играл для публики перед киносеансами, принимал участие в праздничных концертах города, обслуживал танцевальные вечера. Популярность оркестра росла и вскоре для гастролей был выделен отдельный пассажирский вагон, который курсировал по всей Донецкой железной дороге с концертной бригадой.
   Иногда концертная бригада дома культуры железнодорожников отправлялась на гастроли в обычной электричке. Занимали в одном вагоне свободные места среди прочих пассажиров, и начиналось такое…! Музыканты играли, певцы пели, мастера разговорного жанра декламировали, фокусники удивляли пассажиров своими трюками, а ведущий Сергей Бутусов перевоплощался в комедийный образ и развлекал всех сидящих в вагоне. В общем, это был импровизированный концерт на колесах, награждаемый в конце поездки бурными аплодисментами. При этом стоимость билетов для пассажиров не увеличивалась.
   Кроме работы с музыкантами у  К.Е. Столярского была «коронка» - он классно занимался с вокальными ансам***ми. Как правило, это были вокалистки, которые в своем руководителе «души не чаяли». У Константина Ефимовича был особый дар общения с девушками, и это очень положительно сказывалось на качестве звучания вокального ансам*** и порождало взаимное уважение. В разное время были различные вокальные группы, но почему-то особенно запомнился квартет «Три плюс один», в  котором принимала активное участие любительница этого жанра Людмила Дьякова.

Изображение
img454.jpg
1970 год. Квартет «3 + 1».

Константин Ефимович Столярский был не только прекрасным музыкантом, но и талантливым композитором. Им написано немало музыкальных произведений. Его песня «Молодежный вальс» звучала в Киеве. Песню о Славянске «Родной город», которую композитор написал на стихи журналиста Станислава Лобинского, знают многие наши земляки. Гимном  Славянской школы  №12 является сочиненная Столярским «Песня о школе» на слова выпускника этой школы В.Фокина.

Изображение
29042014293а.jpg

   Творчество Константина Ефимовича Столярского было признано на государственном уровне и он был принят Союз композиторов Украины.
 В 1971 году Столярскому предложили поездку на норвежский архипелаг Шпицберген. Там на руднике «Пирамида» срочно требовался в дом культуры художественный руководитель. Константин Ефимович с супругой отбыл в длительную командировку. Там, несмотря  на полярные условия, снова раскрылся неугасающий талант Маэстро. Будучи худруком, Столярский на руднике организовал детский хор, хор взрослых любителей пения и конечно эстрадный оркестр. Концерты проводились не только для работников рудника «Пирамида», но и для норвежских соседей.

Изображение
img458.jpg
Архипелаг Шпицберген.  Хор ДК «Пирамида». Руководитель хора – К.Е.Столярский. 

Изображение
img462.jpg

Популярность К.Е. Столярского на архипелаге Шпицберген была в апогее, но командировка завершилась и в 1973 году Столярские возвратились в Славянск.
   И снова Константин Столярский продолжил активно музицыровать в своем родном городе. Никогда никто не видел Константина Ефимовича скучающим человеком, он всегда жил музыкой и был ей предан. Одним из любимых детищ Столярского был джаз-оркестр «Ретро», радовавший славянцев на протяжении 10 лет.  Выступал этот оркестр перед отдыхающими Славкурорта, на городских мероприятиях, выезжал с гастролями по городам Донеччины, а также приглашался с концертной программой на областное телевидение.

Изображение
img467.jpg
1992 год. Джаз-оркестр «Ретро». Концерт в Парке культуры и отдуха.
Слева направо:
Труба – Александр Митрофанов.
Саксофон-баритон – Олег Казьмин.
Труба – Олег Боровик.
Труба – Евгений Курилин.
Саксофон-тенор – Степан Буц.
Труба – Павел Киян.
Саксофон-тенор – Владимир Калмаков.
Контрабас – Александр ?
Саксофон-альт – Анатолий Зима
Саксофон-альт – Геннадий Матвиенко.
Аккордеон – руководитель оркестра Константин Столярский.


Однако, длительная тяжелая болезнь заставила Константина Ефимовича оставить оркестр. До последних своих дней Константин Столярский надеялся вернуться в свой любимый мир, мир музыки. Ушел Маэстро в мир иной в апреле 1998 года.
   В памяти любителей музыки нашего города навсегда останется творчество и образ Музыканта с большой буквы – Константина Ефимовича Столярского.

Изображение
img466.jpg


Видеоролик «Saint Louis Blues» Луи Армстронга в исполнении оркестра "Ретро" под управлением Константина Столярского. Славянск. 1991 год:
https://www.youtube.com/watch?v=KyOn-kE5Isg

Видеоролик "Caravan" Дюка Эллингтона  в исполнении оркестра "Ретро" под управлением Константина Столярского. ДК им. Ленина. 1991 год
https://www.youtube.com/watch?v=QXrJGzkwFk0

Видеоролик с "Песенкой про 5 минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Оркестр Константина Столярского и Тамара Бондаренко. 1991 год:
https://www.youtube.com/watch?v=u2Xei1o ... e=youtu.be


В подготовке материала участвовали:   Л.А. Дьякова,  В.М. Мироненко, В.А. Броваренко.


 

Оффлайн admin

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4669
  • Лайков: 154
  • Популярность сообщений: +613/-34150
  • Jabber ID: ximi@jabber.ru
Re: Музыкальная история Славянска
« Ответ #7 : 07 Апрель 2016, 02:12:05 »
Духовой оркестр СШ №12
Изображение
DSC_7909w.jpg


1953 год. Пос. Николаевка. Хор Славянской ГРЭС.
Фотограф не обратил внимание, что верхний ряд закрыл собой основных "солистов"

Изображение
21_4w.jpg

Изображение
20_4w.jpg